Формирование легких у плода, находящегося в утробе матери, знаменует наше желание жить, стать независимым организмом. Поэтому в легких может содержаться и страх перед жизнью или нежелание жить. И тогда мы начинаем хотеть, чтобы нами управляли: если мы не уверены в том, что хотим быть здесь, нам будет намного легче, если кто-то будет принимать все решения за нас.
Дыхание есть жизнь, но мы используем лишь незначительную часть всех возможностей нашего дыхания. Когда мы учимся дышать полно и глубоко, в нас вновь пробуждается энергия и желание жить. Неглубокое дыхание не дает нам жить полной жизнью, лишает этих чувств, словно защищая нас от окружающей реальности. Беспокойство и страх, возникающие, когда нам угрожает опасность, могут привести к поверхностному дыханию. Глубокое дыхание обеспечивает связь с собой, с опорой в жизни, позволяет нам забыть о страхе и ощутить покой. Наши легкие расширяются и сжимаются, представляя, таким образом, нашу способность раскрываться, жить полной жизнью или, наоборот, закрываться, замыкаться в себе и отдаляться от жизни.
Когда у нас появляется кашель или инфекция в бронхах, это часто становится выражением разочарованности или раздражения по отношению к себе. Они могут указывать на то, что мы хотим избавиться от чего-то внутри себя, пытаемся сообщить то, что скрыто. Здесь могут заключаться более глубокие проблемы, но у нас пока не хватает мужества или средств справиться с ними. А может быть так, что сама жизнь или наши переживания вызывают у нас раздражение, затрудняя процесс дыхания. Мы не желаем ни получать, ни отдавать.
Если мы болеем астмой, то в нас может сидеть глубокий страх перед самостоятельной жизнью, неспособностью раскрыться для нее. Мы скорее всего зависим от одного из родителей или супруга. Астма показывает, как сложно сейчас почувствовать себя беззаботным в этом мире, как если бы окружающая среда была чистой и нам не приходилось бы умирать. Она также может представлять наше чувство вины из-за того, что мы не оправдыаем чьих-то ождиданий, чувство страха или одиночества из-за того, что мы недостаточно хороши. Это говорит о том, что нам нужно любить и принмать себя до такой степени, чтобы мы перестали нуждаться в чужом одобрении.
Пэм, у которой был муж и маленький ребенок, болела астмой. На неделю к ней приехала мать, а в течение десяти часов после ее отъезда Пэм уже успела попасть в больницу с серьезным приступом астмы. Вернувшись в свой дом, который был за две тысячи миль от дочери, мать была вынуждена повернуть обратно и снова отправиться к Пэм. На этот раз она провела с дочерью две недели, пока Пэм не была готова с ней расстаться. У Пэм также был серьезный приступ в вечер после ее свадьбы, и она провела большую часть медового месяца в больнице. Сталкиваясь с ситуациями, в которых она должна была проявить самостоятельность, Пэм не могла справиться со страхом.
Дебби Шапиро, «Телоразум. Рабочая книга как тело и разум работают вместе»