Назад к списку

Старение лица. Образование границы «веко-щека», носо-губного бортика и подбородочной зоны.

...Теперь мы вернемся к проблеме старения области глаз. И поймем, что их возрастной вид складывается не столько из-за реального увядания круговой мышцы глаза, сколько из-за гипертонусов окружающих ее мышц. Сверху на глаза давят лобные и височные мышцы, снизу – блоки жевательной и мышцы центральной части лица. Все они усиливают видимость западения глаз, провоцируют появление «гусиных лапкок», косых морщин и так далее.


Кроме того, от их состояния зависит спектр зрения. Периферийное зрение с биологической точки зрения очень важно для выживания человека. Как только сверху начинает опускаться лоб, сбоку, как шоры, прикрывать глаза, виски, а снизу закрывать обзор верхняя челюсть, человек становится более уязвимым. С точки зрения Природы он хуже обозревает пространство и имеет больше шансов быть «съеденным» врагами. А значит, этот показатель говорит о возрасте напрямую.

Посмотрим, как влияет на такой эстетический дефект, как западение глаз, жевательная мышца. Ее спазм приводит к образованию тканевого валика под внешним углом глаза и формированию границы «веко-щека». Причина проста: когда верхняя челюсть начинает подтягиваться вверх и жевательная мышца вынужденно укорачивается, и ей надо как-то расположиться.

Иногда ее волокна скручиваются маленькими комочками, иногда идут крупными буграми. Как они расположатся в каждом конкретном случае неизвестно. Но все же чаще всего большая часть скрутившейся жевательной мышцы остается в ее верхней части, валиком накрывая внешний угол глаза.

Интересно, что наш организм чаще всего подкладывает нам здоровую сторону, оберегая больную. Точно такой же принцип «охраны» действует и во всем теле. Если поставить человека вертикально и замерить его положение тела по отвесу, то оно будет отклоняться по вертикальной оси именно в проблемную, болезненную сторону. Как будто организм хочет уберечь ее, спрятать от возможных ударов или другой опасности.

Поэтому в большинстве случаев, когда наш выбор бессознателен, спим мы на здоровой половине лица. «Залеживаясь», лишенная нормального кровообращения, она постепенно переходит в худшее состояние, чем больная. При этом визуально она будет долгое время выглядеть более подтянутой.

Но в любом случае, даже если вы будете стараться спать не на боку, а на спине, вы не остановите этим процесс «наползания» жевательной мышцы на нижнее веко, ведь он зависит от других причин. Визуальное западение внешнего угла глаз и появление границы «веко-щека» будет продолжаться, но зато равномерно и в меньшей степени. В более редких случаях, когда большая часть жевательной мышцы остается внизу, нижняя часть челюсти выглядит более расширенной, на ней прощупываются желваки.

С внутреннего угла глаза, крыльная часть носа спазмируется, укорачивается, поджимается к глазу и, обрастая в этом месте хрящевой и жировой тканью, создает бугор, выпуклость. Естественно, глаз начинает казаться еще более запавшим. Создается тень в районе слезной борозды. Причем если латеральная часть носа безоговорочно спазмируется кверху, то следующие мышцы, крепящиеся к орбитальной зоне, спазмируются к своему центру по длине мышцы, стягивая вниз всю орбитальную зону. В итоге получается картина: орбитальная зона в районе носа подтягивается вверх, а потом провисает вниз под центром глаза. Скуловые и жевательные мышцы поджимают с внешней стороны эту зону к носу. В итоге образуется эллипсовидный тяж вниз.

Кроме того, крыльная часть носа участвует в создании как минимум трех недостатков:

1. Визуального западения внутренних углов глаз (углубления слезной борозды)

2. Видимости удлинения центральной спинки носа за счет подтянутых вверх его боковых частей.

3. Образования носо-губного бортика (складки у крыльев носа).

То, что это правда, можно проверить приемами расслабления латеральной мышцы носа. Складка тут же разглаживается, слезная борозда чудесным образом пропадает, а темная область нижних век, требующая декоративного высветления корректором, мгновенно перестает в нем нуждаться.

Выяснив виновника непрезентабельного вида наших глаз, поговорим о биомеханике изменения лица вцелом и вспомним данные из американских исследований, а конкретно – выявление ими наибольшей костной резорбции в центре лица и вокруг носа. Этот факт достаточно интересен, и стоит остановиться на нем более подробно.

Почему именно посередине? Потому что место это действительно самое неподвижное: действует возрастная тенденция к стягиванию лица к центру. Практически все мышцы центральной части лица пребывают в гипертонусе, а значит, это место становится и более подверженным резорбции.

Лицо может не только спазмироваться к центру. В более редких случаях оно «распахивается» к периферии. Нос и особенно переносица достаточно ярко демонстрируют подобные тенденции.

Если вектор движения черепных костей будет направлен к центру, нос будет сужаться, при этом может проявиться тенденция к сближению скуловых костей к носу. При направлении вектора от центра нос начинает расширяться. Обычно организм стоит на страже и контролирует этот процесс, не доводя до крайностей. Другое дело – родовые патологии.

К примеру, орбитальный гипертелоризм (в бытовом понимании – синдром Лайзы Минелли). Орбитальный гипертелоризм можно трактовать как ненормально широкое расстояние между глазницами. Это врожденное состояние относится к черепно-лицевым дисплазиям и в патологической форме подлежит медицинской коррекции.

В обоих случаях (как при распахивании лица, так и при его стягивании) конструкцию стойко держит подбородочная кость нижней челюсти. Да так, что никакому пластическому хирургу не отделить кожу, приклеенную к подбородочной мышце. Им приходится шлифовать эту область, избавляя ее от морщин, а нам – избавляться от ее гипертонуса, поскольку подбородочная мышца постоянно находится в очень зажатом состоянии. Подверженная влиянию стрессов, лишенная нормального кровообращения, она не только ухудшает внешний вид покрывающей ее кожи, делая ее морщинистой, но и «съедает», как ржавчина, костную часть подбородка.

В молодости мы обычно разговариваем, практически не включая в артикуляцию подбородочную мышцу. С возрастом ее спазм начинает расти, притягивая эту мышцу вверх, поэтому каждое движение губ автоматически начинает сопровождаться мышечным подергиванием подбородка, особенно во время эмоциональной речи.

Никто не рассматривал причины уменьшения длины челюсти (от ее угла до подбородка), резорбции подбородочной кости, утеря чего создает проблему для возвращения молодого облика, возникновения наибольшей потери костной массы именно в центре лица и вокруг носа.

На самом деле старость, как и всякая болезнь, имеет свои причины. Уменьшение объема подбородочной части (которое часто вынуждает пластических хирургов делать протезирование этого места) объясняется исключительно спазмом подбородочной мышцы. Ведь содержание кальция в кости регулируется работой прикрепленных к ней мышц. Поэтому нет ничего удивительного в том, что кости черепа, мало омываемые кровью из-за плохой работы мимических и жевательных мышц, прикрепленных к ним, усыхают. Причем места, находящиеся в наиболее зажатом состоянии, страдают сильнее всего. Этим местом в первую очередь становятся крайняя точка челюсти (подбородочная область) и сама челюстная дуга. Уменьшение ее длины и появление «брылей» – явления одной природы. Как уже говорилось выше, ткани жевательной мышцы стремятся к подбородочной, расстояние между ними, предназначенное для щечной мышцы, уменьшается. Челюстная кость начинает стягиваться под действием силы мышечных спазмов и укорачивается.

Только сбалансированная работа всех мышц, крепящихся к челюстной дуге, и тем самым обеспечивающая хорошее кровоснабжение этой области, способна вернуть ей и костную массу, и длину.

В этой связи еще раз вспомним о ботоксе. Любая парализация мышцы, вызванная травмой или химическим агентом, всегда ведет к резорбции костей, так называемому вторичному остеопорозу, возникающему в кости в отсутствии работы близлежащих мышц. С этой точки зрения верхняя и центральная части лица, куда чаще всего вводятся инъекции ботулина, становятся наиболее уязвимыми. Доказано, что последствия вторичного остеопороза в случае переломов костей обратимы лишь частично, причем главным фактором восстановления кальция в костях является активная работа мышц.

В ходе научных экспериментов единственная доза ботокса была введена мышам в область мускулатуры коленного сустава с целью вызвать паралич конечности на три-четыре недели. Мыши продолжали использовать поврежденные лапки для удержания равновесия, то есть давление массы тела на кость оставалось прежним. Через двадцать один день масса обработанной ботоксом мышцы значительно уменьшилась, кроме того, были очевидны признаки остеопороза. Спустя двенадцать недель после инъекции разница между лапками все еще была очевидной, а это значит, что остеопороз обратим лишь частично.

Если даже активная работа мышц тела не способна полностью возвратить кальций кости, что уж говорить о мышцах лица, полноценным тренировкам которых мешает наличие гипертонусов? Неподвижность лицевых мышц, отсутствие мимики ведет к усыханию черепа, а ботокс еще больше усугубляет эту ситуацию. Единственный выход избежать резорбции черепных костей – это обеспечить их нормальным кровоснабжением. Отсутствие гипертонусов позволит мышцам лица автоматически приобрести физиологический тонус, избавив их от излишней перегрузки.

Теперь давайте поговорим о фасциальных связях круговой мышцы рта с другими мышцами, в нее вплетающихся. Ведь спазм подбородочной мышцы, приводящий к резорбции подбородочной кости и вызывающий уменьшение ее объема, заставляет «гипериться» и соседние мышцы, приводя к метаморфозам, трудно поддающимся коррекции.

Начинается эта история с центростремительного закручивания внутрь «колбаской» нижней губной части круговой мышцы рта. Закручиваясь, она начинает тянуть за собой и волокна подбородочной мышцы, вплетающиеся в ее центр.

Это превращает участок подбородочно-губной борозды в один спазмированный узел – визуально это заметно в виде вмятины под нижней губой, который становится настоящим концентратором напряжения.

В него начинает затягиваться и мышца, опускающая нижнюю губу, которая вплетается своими пучками в поверхностную часть нижней губы. При этом она еще и меняет свое направление, теряя тонус и становясь более горизонтальной. Разворачиваясь, как лопасти пропеллера, она заставляет подбородок изгибаться своими внешними концами вверх . Первопричиной этого будет, конечно, гипертонус треугольной мышцы, вызвавший подобный коллапс мышечного дисбаланса.

Обычно мышца начинает спазмироваться в месте своего крепления к мягким тканям. Определить это можно с помощью простого теста. При положении «Крик» (опустив челюсть максимально вниз, вытянув и округлив напряженные губы) проведите пальцем по каемке губ. При проблемах с треугольной мышцей вы почувствуете неодинаковую плотность – небольшие провалы в местах ее прикрепления к круговой мышце рта. Это означает процесс начала стягивания вниз треугольной мышцы. Но в данном случае мы имеем дело с не совсем типичным гипертонусом: супергипертонусом, который спазмировал треугольную мышцу сразу с двух сторон – и с верхней, и с нижней, приподняв место ее крепления к челюстной кости вверх и сформировав «улыбчивый» подбородок.

Горизонтальный разворот мышцы, опускающей нижнюю губу, как бы латерально растягивает зону под нижней губой. «Птичка» в центре подбородка начинает резко западать, а сам подбородок выглядит выпуклым шариком. В подобном случае мышца, опускающая нижнюю губу, и подбородочная мышца будут находиться в ослабленном тонусе, в состоянии растяжения, а круговая мышца губ и треугольная в выраженном гипертонусе – в состоянии сжатия. Подобный дисбаланс и формирует такую безрадостную картину. Зачастую дисбаланс между гипертонусом треугольной мышцы и мышцы, опускающей нижнюю губу (уже без участия «концентратора напряжения») может даже в молодости приводить к формированию выпуклостей под нижней губой. Считается, что такой дисбаланс в первую очередь вызывается психологическими установками на жесткую «принципиальность» и непримиримость.

Подобное поведение «нижних» мимических мышц приводит в движение всю биомеханическую систему нашего лица. Сила их спазмов объясняется тем, что они закладываются в нижней части лица, как реакция на какие-то эмоциональные раздражители. К примеру, мышечные зажимы области рта отражают состояния неприятия, брезгливости, обиды, эмоциональной зажатости. Это и есть паттерны – маски. Начинается это процесс практически с рождения. Посмотрите как «надувают губки» обиженные детки – из-за каждого такого зажима растет паттерн, начинает формироваться определенное выражение лица, а впоследствии и рост складок и морщин в его нижней части. Бороться с ними трудно потому, что реакция на спазм уже заложена в подкорке мозга. Чтобы снять эту информацию, зачастую приходится прибегать к помощи самоконтроля за своими эмоциями.

Воскресение лица, или Обыкновенное чудо. Теория и практика восстановления молодости. Наталия Осьминина