В традиционной восточной медицине взаимосвязи между пятью элементами используются для объяснения отношений между Чжан-Фу-органами и их меридианами, между окружающей средой и человеком, но главным образом используются для объяснения механизмов и причин развития болезненного состояния исходя из понимания древне-восточных руководящих синдромов.
Например, болезненное состояние легких (как органа, так и его меридиана) может возникнуть из-за поражения самих легких, однако варианты возникновения данного состояния, в связи с другими воздействиями, не исключены:
1 - патология селезенки (согласно правилу "мать - сын");
2 - патология почек (согласно правилу "мать - сын", только в обратном направлении);
3 - патология сердца (то есть чрезмерное угнетение огнем (сердце) металла (легкие));
4 - патология печени (обратное угнетение деревом (печень) металла (легкие)).
Считалось, что возникновение любого заболевания можно проследить, основываясь на концепции пяти первоэлементов; например, часто возникающие в детстве болезни, которые относятся к меридиану легких, могут вызвать болезни, имеющие отношение к меридиану почек: меридиан почек – вода, меридиан легких - металл; металл – это "мать" воды и так далее.
В традиционной медицине на основе концепции У-Син существуют такие понятия, как главные точки первоэлементов, которые обладают широким спектром действия и широко используются в иглотерапии (их также называют античными точками). Данные точки соответствуют так называемой агрессивной (повреждающей) энергии или точкам пяти стихий и используются с целью профилактики обострений хронических болезней, для улучшения общего самочувствия, а также при изменениях погоды. Все главные точки первоэлементов располагаются на расстоянии от коленных или локтевых суставов до кончиков пальцев конечностей.
Концепция Инь - Ян - диалектическая основа Древне-восточных мировоззрений. В ней рассматриваются два взаимозависимых противоположных начала всех явлений микро- и макромира.Согласно концепции Инь - Ян, все предметы и явления, существующие в природе, имеют два взаимно противоположных начала, которые обозначаются как Инь и Ян. Они не только противоположны, но и взаимообусловлены, а отношения между ними есть основной закон существования материального мира. Данные отношения между явлениями всей природы и предметами характеризуются взаимоотрицающими, взаимопревращающими и взаимообусловливающими связями, которые объясняют физиологию и патологию организма в восточной медицине и используются в традиционном лечении и диагностике различных болезней.Противоположность между Инь и Ян представляет собой обобщенное объяснение борьбы и противоречия двух противоположностей в явлениях природы и предметах. Так, свет и тьма, телесность и неосязаемость, торможение и возбуждение и т.д. с позиции концепции Инь-Ян выражают борьбу и единство противоположностей. Если одна сторона явления преобладает, то другая ослабевает. Постоянное стремление к вытеснению друг друга и борьба, которые существуют между Инь и Ян, служат двигателем развития и изменения явлений в мире.
Рис. Патологические взаимосвязи цикла пяти первоэлементов.а - возникновение обратного угнетающего действия на первоэлемент металл при синдроме избыточности первоэлемента дерево: сплошная стрелка указывает на постоянную функциональную ограничивающую (угнетающую) связь, штриховая стрелка указывает на патологическое угнетение.б - возникновение усиления прямой угнетающей связи (отображено штриховой линией) и обратного угнетения со стороны первоэлемента земля (отображено сплошной стрелкой) при синдроме недостаточности первоэлемента дерево.в - общее схематическое изображение патологических и постоянных угнетающих (деструктивных) связей в цикле пяти первоэлементов: постоянные угнетающие связи указаны сплошной линией внутри круга, временные патологические деструктивные связи - штриховой линией.