Все мы говорим, двигаемся, думаем и чувствуем по-разному, каждый в соответствии с тем образом себя, который он построил за годы своей жизни. Чтобы изменить образ действия, нужно изменить образ себя, который мы несем в себе. Это включает изменение динамики реакций, а не просто замену одного действия другим. Такое изменение подразумевает нетолько изменение образа себя, но и изменение природы мотивации и мобилизацию всех частей тела, которые затронуты действием. Эти изменения порождают заметную разницу в том, как каждый выполняет одни и те же простые действия - писание и говорение, например.
Наш образ себя состоит из четырех компонентов, вовлеченных в каждое действие: движение, ощущение, чувствование и мышление. Доля каждого компонента в том или ином действии различна, так же как различны люди, выполняющие действие, но в какой-тостепени каждый компонент присутствует в каждом действии. Чтобы думать, например, человек должен бодрствовать и знать, что он бодрствует, а не спит; он должен ощущать свое физическое положение относительно поля тяготения. Таким образом, движение, ощущение и чувствование вовлечены в думание. Чувствуя себя сердитым или счастливым, человек должен находиться в определенной позе и в определенных отношениях к другому существу или объекту. Таким образом, он должен двигаться, ощущать и мыслить. Чтобы ощущать - видеть, слышать или ощущать на ощупь - человек должен быть заинтересованным, испуганным или заметившим нечто, что его касается. То есть он должен двигаться, чувствовать и думать. Чтобы двигаться, он должен использовать по крайней мере одно из своих чувств, сознательно или бессознательно, что включает чувствование и мышление. Если хотя бы один из этих элементов действия уменьшается до исчезновения, само существование оказывается под угрозой. Трудно поддерживать жизнь даже на короткое время без всякого движения. Нет жизни, если существо лишено всех ощущений. Без чувствования нет импульса жить; лишь чувствование удушья заставляет нас дышать. Без минимума рефлексивной мысли даже таракан долго не проживет.
Рассмотрим более детально двигательный аспект образа себя. Инстинкт, чувствование и мышление связаны с движением, так что их роль в создании образа себя также проявится втаком рассмотрении.Стимуляция определенных клеток двигательной зоны коры головного мозга задействует определенную мышцу. Сегодня известно, что соответствие между определенными клетками коры и определенными мышцами не является абсолютным и исключительным. Тем не менее, можно полагать, что существует достаточно экспериментальных подтверждений, что определенные нервные клетки коры активируют определенные мышцы по крайней мере восновных элементарных движениях.
В результате многочисленных экспериментов физиологи обнаружили, что по крайней мере в основных движениях затрагиваемые клетки коры связываются в формы, напоминающие тело; они назвали это "гомункулусом". Это составляет значимую основу для понятия "образа себя", по крайней мере в отношении основных движений.
Наш образ себя существенно меньше, чем мог бы быть, поскольку он строится лишь из тех групп клеток, которые мы актуально используем. Более того, различные паттерны и комбинации клеток важнее, чем их количество. Человек, изучивший несколько языков, по-видимому, использует и большее количество клеток и больше их сочетаний. Большинство детей национальных меньшинств мира знают по крайней мере два языка; их образ себя чуть ближе к потенциально возможному, чем у людей, знающих лишь один родной язык. То же относится к другим областям деятельности. В целом наш образ себя гораздо ограниченнее, чем наши возможности. Есть люди, знающие от тридцати до семидесяти языков. Это указывает, что обычно образ себя занимает лишь около 5% потенциально возможного. Систематическое наблюдение около тысячи пациентов, принадлежащих к различным национальностям и культурным слоям, и работа с ними, убедили меня, что это приблизительно и есть та доля, которую мы используем из нашего скрытого потенциала. Процесс ограничениясобственных способностей и возможностей заставляет человека обходиться пятью процентами его потенциала и не замечать, что его развитие прервано. Сложность ситуации увеличивается из-за запутанности отношений между ростом и развитием индивидуума икультурой и экономикой общества, в котором он развивается.
Основная биологическая тенденция любого организма состоит в развитии до наибольшей возможной степени своих способностей. Между тем современное общество довольствуется минимальным развитием индивидуума. Фундаментальное развитие потенциальностей прекращается в раннем отрочестве, поскольку общество требует, чтобы молодое поколение как можно скорее превращалось в полезных членов общества. Образование после раннего отрочества фактически ограничивается приобретением практических и профессиональныхзнаний и умений в определенной области. Собственно же развитие продолжается лишь в исключительных редких случаях. Только необычный человек будет продолжать совершенствовать образ себя в направлении наибольшего соответствия потенциальным возможностям.
Человек оценивает себя в соответствии со своей ценностью для общества.
Стремление к усовершенствованию общества в наши дни ведет к недооценке, чуть ли не отрицанию самого человеческого материала, из которого состоит общество. Дело не в цели как таковой, - которая как таковая конструктивна, - но в том, что индивидуумы, справедливо или нет, начинают отождествлять образ себя с ценностью для общества. Даже освободившись от воспитателей, человек не пытается отличать себя от паттерна, навязываемого ему окружением. Таким образом общество составляется из людей, все более похожих друг на друга в своих целях и своем поведении. Несмотря на очевидный факт внутренних различий между людьми, мало кто рассматривает себя безотносительно к тому, как оценивает его общество. Это похоже на старание засунуть колышек квадратного сечения в круглое отверстие: индивидуум стремится сгладить, стереть свои биологические особенности, отчуждая себя от своих внутренних потребностей. Он засовывает себя в это круглое отверстие, он уже активно хочет ему соответствовать, потому что, если ему это не удастся, его ценность в собственных глазах упадет и он лишится оснований для дальнейшей инициативы. Эти соображения нужно иметь в виду, чтобы вполне оценить возможное отношение индивидуума к себе, когда он стремится к собственному росту, развитию собственных особых качеств и достижению плодотворности.
Человек обычно рассматривает образ себя как нечто, навязанное ему природой, хотя в действительности это в большой мере результат его собственного опыта. Внешность, голос, образ мыслей, среда, отношения с пространством и временем принимаются как данное, как врожденные реальности; между тем, любой значимый элемент в отношениях индивидуума к другим людям и к обществу - результат воспитания и обучения. Способность ходить, говорить, читать, видеть три измерения в картине или фотографии - все эти умения человек приобретает в течение ряда лет. Выучить второй язык не так просто, как первый, родной; произношение на втором языке будет носить следы родного языка. Вообще любой полностью ассимилированный паттерн действия будет воздействовать на последующее действование. Трудности возникнут, например, в том случае, если человек попробует научиться сидеть в соответствии с навыками другой нации. Поскольку ранние навыки сидения зависят не только от наследственности, но и от той среды, в которой родился индивидуум, то трудности лежат не столько в природе новой привычки, сколько в необходимости изменить старые привычки тела, чувствования и ума. Это относится к любым изменениям привычки, какова бы ни была их природа. Здесь имеется в виду не просто замена одного действия другим, а изменение того способа, каким исполняется действие, изменение всей динамики так, чтобы новый способ был во всех отношениях по меньшей мере так же хорош, как старый.
Систематическое исправление образа себя - более эффективный подход, чем исправление отдельных действий и ошибок в поведении, количество которых тем больше, чем более мелкие детали мы замечаем. Установление вначале более или менее полного, хотя бы и приблизительного образа делает возможным улучшение динамики в целом, вместо попыток частичного совершенствования отдельных действий (что можно сравнить с попыткой совершенствоваться в игре на плохо настроенном инструменте). Улучшение общей динамики образа можно сравнить с настройкой фортепиано, - а на таком фортепиано, разумеется, легче добиться правильной игры.
М. Фельденкрайз.ОСОЗНАВАНИЕ ЧЕРЕЗ ДВИЖЕНИЕ.